26 ноября был проведен онлайн-семинар для миссионеров храмов Юго-Западного викариатства г. Москвы с участием иерея Павла Островского – настоятеля храма Святого Великомученика Георгия Победоносца в поселке Нахабино Московской области, блогера. Семинар был организован помощником Управляющего Юго-Западным викариатством по миссионерству иереем Илией Сычевым. Собрание было посвящено принципам ведения православной миссии в социальных сетях: иерей Павел поделился со слушателями опытом, рассказал про свои ошибки, допущенные в начале интернет-миссии, пояснил, как нужно общаться с аудиторией социальных сетей. Клирик особо отметил, что необходимо отличать катехизацию в интернете от внешней миссии: в случае с виртуальной аудиторией методы катехизации зачастую вовсе не работают.
Отличительная черта аудитории соцсетей – это нежелание вести духовную жизнь, люди полностью погружены в виртуальную реальность и живут ею. Миссионер должен руководствоваться принципом, изложенным Апостолом Павлом: «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим. 15:2), а также принципом, высказанным Святителем Николаем Японским: «Сначала полюби тех, кому хочешь рассказать о Христе, затем сделай так, чтобы они тебя полюбили, а потом говори им о Христе».
То есть с нецерковными людьми в интернете стоит вести диалог на максимально простом, понятном для них языке (лучше не употреблять терминов из области теологии), но в то же время не заигрывать с ними, не потакать им, а по-доброму снисходить к аудитории, быть максимально честным и искренним с ней, показывать, что ты действительно веруешь в Господа, а не заискиваешь, желая перевести собеседников «на свою сторону».
Так как аудитория соцсетей часто бывает безнравственной (например, люди позволяют себе весьма грязные оскорбления, мат, людей ничего не сдерживает, и они ведут себя максимально раскованно), миссионеру в этом случае нужно иметь огромное терпение, недопустимо никого оскорблять в ответ. Кроме того, в соцсетях очень много откровенных провокаторов, поэтому в некоторых случаях стоит промолчать и вовсе не давать свой комментарий. Недопустимы эмоциональные необдуманные реплики – иначе есть большой риск опозорить себя как христианина. Не рекомендуется вступать в разговоры на политические и экономические темы.
В связи с широким развитием в соцсетях платных услуг, у миссионера, достигшего успеха или начинающего собирать вокруг себя большую аудиторию, может появиться соблазн вести платные онлайн-встречи. Тут стоит помнить основной принцип – заниматься миссионерством за деньги недопустимо. Также недопустимо для православного миссионера рекламировать себя в соцсети, так как миссия – это не товар и не бренд, принципы торговли здесь неуместны.
Иереем Павлом также было рассказано про весьма сложные для миссионеров ситуации, которые могут возникнуть при общении с интернет-аудиторией, а именно: про свою миссию среди приверженцев ЛГБТ, интересующихся Православием, а также о контактировании с подростками.
В заключение семинара присутствующие имели возможность задать интересующие их вопросы, на которые получили исчерпывающие ответы.